КОГДА НАЧИНАЕТСЯ ОБЩЕНИЕ?
ВАЖНОСТЬ ПОДХОДА
Представьте, что вы захотели погладить собаку на улице, подошли к ней, протянули руку, а она вас укусила. Значит ли это, что вам не следует гладить незнакомых собак? Думаю, что нет. Вам просто нужно научиться правильному подходу к собакам. Ведь это такое удовольствие, гладить собак, кто это понимает.
То же самое касается и людей. Вы подошли к человеку, имея самые безобидные намерения, а он вас ни с того, ни с чего обругал. Бывало такое?
Если да, то вы проигнорировали важностью подхода. То есть, подошли неправильно.
Почему, когда вы приходите к кому-нибудь в гости, вы сначала стучите в дверь, потом, когда вам открывают и только, если приглашают вас пройти, вы заходите в прихожую, где вы можете снять пальто, плащ или обувь, а потом лишь, проходите в салон, где и будет происходить общение. По такому же сценарию происходит и общение, где роль стука в дверь играет ваш подход и настрой. Подход должен быть такой, чтобы «хозяин квартиры», захотел пригласить вас войти «во внутрь своего жилища», то есть, захотел с вами пообщаться.
Так вот, к каждому человеку необходим свой особый подход. Подход –
это ваша настройка на конкретного человека.
Если вы обратили внимание, все люди пребывают в различных состояниях и
ритмах. Роль подхода состоит в согласовании этих ритмов и состояний. И, как
правило, эту подстройку совершает более мудрый, более опытный в общении
человек.
Итак, с чего начинается общение?
В выработке подхода. Подход состоит в составлении предварительной оценки собеседника, а также условий и обстоятельств общения.
Как правило, тогда, когда вы еще не сказали ни одного слова, вы уже можете составить о собеседнике первое впечатление: по его внешнему виду, выражению его лица, взгляду, обстоятельствам, приведшим к общению с ним.
Когда собака виляет хвостом, вы видите, что она настроена дружелюбно и не укусит вас, если вы, конечно, не сделаете ей больно. Так и с человеком: по определенным признакам вы видите – настроен ли он на общение, какое вообще у него настроение, и благоприятствуют ли вашему общению обстоятельства.
К примеру, если вам нужно что-то спросить у человека (например, у начальника по работе) и вы видите, что он занят, то не рекомендуется его отрывать от дела. Вы сразу рискуете вызвать у него негативную реакцию, ведь и вы сами не любите, когда вас отрывают от дела. Но если очень нужно спросить, и, если есть такая, хоть маломальская возможность, я предпочитаю подождать, то есть дождаться, пока человек не закончит дело. При этом я становлюсь возле него так, чтобы не загораживать от него объект общения и не мешать, но и так, чтобы он мог видеть меня периферическим зрением. Пусть он внутренне приготовиться к тому, что ему придется уделить мне немного времени.
Тем самым вы проявите вежливость и уважение к собеседнику и его занятию, чем расположите его к себе.
Или, если вы видите, что ваш потенциальный собеседник вообще не настроен на общение, что у него дурное настроение, вам не стоит начинать (если это, конечно, не экстремальные случаи). Вы натолкнетесь на внутренний отпор. Чтобы продолжать общение с таким человеком вы должны быть специально обучены, подобно специалисту, который забирает яд у змеи в отдельный сосуд.
Ваш подход должен быть благожелательным или доброжелательным. Подходите к собеседнику с миром, а не с войной, с дружескими чувствами, благодаря которым, у него возникнет доверие к вам. Оно поможет наладить взаимопонимание. Если же вы не благожелательны, не дружелюбно настроены, то не удивляйтесь, если и вам ответят тем же.
Лекция 3. Нужны ли правила в общении? - http://radobshe2-17.ucoz.ru/index/lekcija_3/0-7