ЛЕКЦИЯ
9. ДИАЛОГ КАК СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ
ИЛИ ЗАЧЕМ ВАМ НУЖЕН СОБЕСЕДНИК?
Итак, вы приступаете к общению уже вооруженные знанием о его духовном смысле, о важности подхода и о том, что ваш собеседник – это человек, который отличается от вас в обязательном порядке. То есть неизбежно. Теперь вам необходимо понять, в чем, собственно, состоит ценность вашего собеседника для вас и вас, как собеседника, для него. Что, собственно, составляет сам предмет общения.
Казалось бы, наше различие – это непреодолимое препятствие. Но при умелом использовании этого обстоятельства, оно становиться великолепной возможностью для вашего совершенствования, развития, духовного обогащения. Ведь если бы мы были б одинаковыми, то чего нового мы бы смогли почерпнуть? Правильно, ничего!
Но, слава Богу, мы все – разные, и роль в этой жизни у всех нас - различная. Так и в общении у каждого из нас различные роли. Вы и ваш собеседник, соответственно и определяются по-разному: вы – это субъект общения, а ваш собеседник – соответственно, объект. А для вашего собеседника дело обстоит как раз наоборот: вы – объект, а он субъект. Что же из этого следует? Субъект — это носитель материальной и духовной деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект - то, что противостоит субъекту, то, на что направлена деятельность субъекта. Иными словами, ваша деятельность в общении направлена на собеседника, а его деятельность – на вас. Вы говорите, он – слушает. Он говорит – слушаете вы. Само общение тогда называется диалогом, от древнегреческого слова «дио» - через, между и «логос» – слово, речь, то есть, взаимодействием между двумя сторонами: между субъектом и объектом. Таким образом, всякое общение – это сложное переплетение различных интересов, мнений, позиций, мировоззрений.
Ваш собеседник дает вам не просто информацию, которую вы не знаете и которая вам необходима для совершенствования, но и дает вам толчок, стимул, необходимую альтернативу для развития. Это как с электрическим током - должно быть два различных полюса и разность потенциалов для того, чтобы возникло движение электронов. Равно, вы даете то же самое вашему оппоненту или собеседнику.
Любое общение – это диалог, то есть взаимодействие между двумя сторонами. По большому счету, это верно даже для так называемых монологических видов общения, при которых роль второй стороны – менее активна или не видна вовсе. Но это не значит, что ее нет. Например, лектор читает лекцию, а аудитория просто слушает. Однако, и этот вид общения тоже является диалогом, потому что лектор получает от слушателей определенные импульсы или некие сигналы (чаще – невербальные), свидетельствующие о том, как усваивается его лекция. К примеру, если аудитория спит на лекции, это красноречиво говорит о том, что диалога, то есть взаимообмена, нет вообще и лекцию можно прекращать, без всякого ущерба для аудитории. Все правильно: нет диалога, нет и общения.
Писатель, сидя один у пишущей машинки или компьютера, пишет роман, а журналист - статью. Где здесь вторая сторона диалога? Где обратная связь? Но и в данном случае она присутствует также. Писатель или журналист неизбежно ориентируются в своем представлении на аудиторию, для которой пишут. Они мысленно обращаются к ней. Именно для нее автор подбирает слова, выписывает образы. Ей он хочет донести свои мысли и чувства. Ей он и представляет на суд свое творение после написания. А потом получает обратную связь в виде откликов, успеха или не успеха своего произведения.
Или вот, когда человек
разговаривает сам с собой, он все равно ведет диалог. Иначе, с кем он тогда
разговаривает? К кому обращается? Сам к себе? Зачем тогда обращаться? Ан, нет,
практически все люди обращаются к себе самим, разговаривают с собой, мысленно
или в голос. Это свидетельствует о том, что сам человек не так прост, как он
порой о себе думает. Что в нем существуют как бы несколько частей или
сущностей, которые и ведут общение. В каждом человеке есть сфера подсознания,
которая посылает в сознание свои импульсы или образы, дух в человеке
«разговаривает» с душой. А если мы «копнем» еще глубже, то убедимся, что в
человеке живет некая мыслящая невидимая сущность, основа основ, благодаря
которой он и способен мыслить и вообще существовать. «Светильник Господень – дух человека, испытывающий все
глубины сердца» - так образно сказано об этом в книге Притч Соломона.
Или
взять, к примеру, сон человека. Почему человек просыпается утром, отдохнувшим и
полным сил? Неужели только потому, что отдохнуло его тело?
Конечно
же, не только поэтому. «Освежилась», напиталась энергией сама его душа, а
значит, она во время сна тела совершала свое общение с неведомым нам духовным
миром. Происходил обмен энергией и информацией между вашей душой и духовным миром.
Или разве, как мы уже отметили раньше, не общается человек с природой, когда он гуляет по парку или по лесу? Здесь тоже происходит диалог, то есть взаимообмен чувств между человеком и природой.
Итак, общение – это диалог, но для того, чтобы этот диалог состоялся, обе стороны должны быть мыслящими, то есть, у них должно быть нечто, что можно сообщить другой стороне. И вот это нечто составляет ваше духовное богатство, то, что определяет вас, как неповторимую личность.
Лекция 10. Личное мнение или роскошь быть человеком - http://radobshe2-17.ucoz.ru/index/lekcija_10/0-16