ЛЕКЦИЯ
15. АРГУМЕНТЫ И ИХ ОТСУТСТВИЕ.
Главным оружием спора является аргумент, то есть довод, доказательство, за неимением которого, оппоненты частенько прибегают к незаконным (не легитимным) средствам (это как раз тот случай, когда в споре ищут не победу истины, а свою собственную, используя спор для самоутверждения). Аргумент - это факт, который используется в качестве доказательства или довода. К не легитимным средствам относятся давление голосом (попытка перекричать собеседника), переход на личности (попытка убедить оппонента, что он – глупее), бездоказательные обвинения, манипуляция, примером которой являются попытки увильнуть от темы разговора, каверзные вопросы, то есть такие вопросы, целью которых является запутать собеседника, или стремление доказать свою «правоту» с помощью физической силы (или административного ресурса). К примеру, я знаю человека, который «берет» своих противников с помощью оказания на них психологического давления – повышенного голоса, непререкаемого авторитетного тона знатока и буквально «заваливания» того многочисленными цитатами из различных источников и разными мудреными словечками. После получаса такого «артобстрела», его собеседник, как правило, теряет нить разговора, запутывается в понятиях и признает свое поражение. Есть ли здесь действительное переубеждение? Конечно, нет. Противник просто смят, запутан или запуган, как кролик перед удавом, но никак не переубежден.
Истинный
спор состоит именно в состязании аргументов, что предполагает со стороны
спорщиков интеллектуальную честность, способность качественной оценки
аргументов и умение признавать свою неправоту.
Когда
люди цивилизовано общаются, то они оценивают именно качество аргумента, а не
вкусы, пристрастия или личность собеседника. Они заинтересованы в истине, а все
личное оставляют в стороне. Поэтому они сосредотачивают свое внимание именно на
аргументах.
Аргументы
бывают убедительными (сильными, достаточными) или неубедительными (слабыми,
сомнительными и пр.) Убедительные аргументы – это факты, которые невозможно опровергнуть. Если ваш собеседник не знаком с такими фактами, ему их нужно предоставить. И если ваш собеседник действительно заинтересован найти истину, а не в чем-либо другом, то он по крайней мере задумается над таким аргументом. Если он подвергает сомнению сам факт, можно привести его последствия.
Таким образом, для того, чтобы дискуссия или спор привели к положительному результату, необходимо найти такие аргументы, которые будут признаны второй стороной в качестве убедительных или достоверных. Однако нередко можно встретить оппонента, который не воспринимает никаких аргументов вообще. Такое впечатление, что он просто вас не слышит. Тогда возникает сомнение в адекватности вашего оппонента. Искусство общения собственно состоит в умении находить доходчивые аргументы и определять адекватность оппонента, для чего необходимо умение понять своего оппонента. А чтобы понять оппонента нужно понять его понятийную систему и мотивы поведения. Нередко причина «глухоты» оппонентов кроется именно в них. Об этом мы поговорим ниже, в других частях нашей книги.