Суббота, 23.11.2024, 22:07

МИССИЯ СЛОВА ИЛИ РАДОСТЬ ОБЩЕНИЯ

Меню сайта
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 5
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Лекция 15



ЛЕКЦИЯ 15. АРГУМЕНТЫ И ИХ ОТСУТСТВИЕ.


                                                                      


Главным оружием спора является аргумент, то есть довод, доказательство, за неимением которого, оппоненты частенько прибегают к незаконным (не легитимным) средствам (это как раз тот случай, когда в споре ищут не победу истины, а свою собственную, используя спор для самоутверждения). Аргумент - это факт, который используется в качестве доказательства или довода. К не легитимным  средствам относятся давление голосом (попытка перекричать собеседника),  переход на личности (попытка убедить оппонента, что он – глупее), бездоказательные обвинения, манипуляция, примером которой являются попытки увильнуть от темы разговора, каверзные вопросы, то есть такие вопросы, целью которых является запутать собеседника,  или стремление доказать свою «правоту» с помощью физической силы (или административного ресурса). К примеру, я знаю человека, который «берет» своих противников с помощью оказания на них психологического давления – повышенного голоса, непререкаемого авторитетного тона знатока и буквально «заваливания» того многочисленными цитатами из различных источников и разными мудреными словечками. После получаса такого «артобстрела», его собеседник, как правило, теряет нить разговора, запутывается в понятиях и признает свое поражение. Есть ли здесь действительное переубеждение? Конечно, нет. Противник просто смят, запутан или запуган, как кролик перед удавом, но никак не переубежден. 

Истинный спор состоит именно в состязании аргументов, что предполагает со стороны спорщиков интеллектуальную честность, способность качественной оценки аргументов и умение признавать свою неправоту.

Когда люди цивилизовано общаются, то они оценивают именно качество аргумента, а не вкусы, пристрастия или личность собеседника. Они заинтересованы в истине, а все личное оставляют в стороне. Поэтому они сосредотачивают свое внимание именно на аргументах.

Аргументы бывают убедительными (сильными, достаточными) или неубедительными (слабыми, сомнительными и пр.) Убедительные аргументы – это факты, которые невозможно опровергнуть. Если ваш собеседник не знаком с такими фактами, ему их нужно предоставить. И если ваш собеседник действительно заинтересован найти истину, а не в чем-либо другом, то он по крайней мере задумается над таким аргументом. Если он подвергает сомнению сам факт, можно привести его последствия. 

Таким образом, для того, чтобы дискуссия или спор привели к положительному результату, необходимо найти такие аргументы, которые будут признаны второй стороной в качестве убедительных или достоверных. Однако нередко можно встретить оппонента, который не воспринимает никаких аргументов вообще. Такое впечатление, что он просто вас не слышит. Тогда возникает сомнение в адекватности вашего оппонента. Искусство общения собственно состоит в умении находить доходчивые аргументы и определять адекватность оппонента, для чего необходимо умение понять своего оппонента. А чтобы понять оппонента нужно понять его понятийную систему и мотивы поведения. Нередко причина «глухоты» оппонентов кроется именно в них. Об этом мы поговорим ниже, в других частях нашей книги.                  

 

Лекция 16. Когда спор проигран - http://radobshe2-17.ucoz.ru/index/lekcija_16/0-23