Лекция 8. Позиционирование сторон или правила общения.
Из сказанного следует, что собеседники при общении должны занять определенную позицию, подобно тому, как ее занимают фехтовальщики перед боем. Позицию как по отношению друг к другу, так и по отношению к теме (предмету) общения.
По отношению к объекту или предмету общения (теме разговора) такой позицией является помещение его в центр внимания.
Иными словами, обсуждать надо предмет (тему), а не личность. Для этого нужно не выпячивать себя, равно и не сосредотачиваться на личности оппонента. Переход на личности при общении считается дурным тоном. Если, к примеру, ваш оппонент завел речь о политике, погоде, религии, науке, искусстве или какой-либо другой теме, а вы, вместо разговора по теме, начинаете критиковать собеседника или выяснять его достоинства или недостатки, то это и является нарушением правил. Как правило, на личности переходят, когда уже отсутствуют аргументы. И для прикрытия своего поражения, когда, как говориться, уже нечем крыть, начинают обсуждать недостатки собеседника. Таким образом, срывается обсуждение темы, и происходит, без согласия оппонента, обсуждение его личности, которое, как правило, выливается в оскорбления и унижения. Таким образом, происходит манипуляция собеседником, стремление заставить его «играть по другим правилам». Нужно внимательно отслеживать этот момент в общении, чтобы вовремя пресечь нарушение. Потом может быть уже поздно.
Поэтому, чтобы этого не происходило, правильной позицией относительно вашего оппонента является ровное, дружелюбное, уважительное отношение к нему. Что бы ни произошло между вами, попытайтесь сохранить
2.
Уважительное отношение к собеседнику.
Уважительное отношение к собеседнику является входом
или прелюдией любого настоящего общения. Иными словами, не проявив уважения к
собеседнику, вы закрываете возможность плодотворного общения с ним. Это и понятно:
хочешь, чтобы уважали тебя, уважай другого. Хочешь, чтобы слушали тебя,
выслушай – оппонента. Вообще, уважительное отношение к оппоненту проистекает из
уважительного отношения к себе (не путать с гордостью и превозношением). Не
уважая себя невозможно по-настоящему уважать и своего собеседника.
Оттого к собеседнику лучше всего относиться, как к
равному. Если вы высокомерны (считаете себя выше и лучше) – это отталкивает
собеседника от вас, создавая труднопреодолимую преграду между вами. Если вы
считаете себя ниже и хуже, это вредит вам самим. Принижение себя мешает вам
полноценно высказаться, а значит, и быть адекватно понятым. Доброе и
уважительное отношение к собеседнику
позволяет вам оставаться свободными и не чувствовать никакого принуждения с другой
стороны. Тогда общение будет доставлять вам удовольствие.
Отдельно нужно упомянуть о позиционировании в
общении с вышестоящими людьми. Существует должностная субординация: вы можете
(а иногда даже и должны) с определенной мерой почтения относится к начальникам,
высоким должностным лицам - министрам, президентам, известным или знаменитым
людям, героям и пр., - но не следует
путать ее с недооценкой и принижением себя. При субординации вы уважаете пост
человека или его должность, при этом оставаясь равными с ними по своему
человеческому достоинству. Если вас угнетает или завораживает высокий пост, и
вы становитесь перед собеседником, как
говориться, на задние лапки, то это называется лицеприятием. Вообще
лицеприятие, то есть выделение, и превозношение одних людей над другими является чрезвычайно
распространенным пороком, от которого следует избавляться, так как лицеприятие
служит преградой к искреннему и честному общению.
3. Необходимость открытости и дружелюбности.
Если перед вами стоит барьер неравенства (возвеличивания или принижения) или отчужденности и даже враждебности, то вы не способны быть открытыми в общении. Что в свою очередь не даст вам возможности понять (услышать) оппонента или быть понятым (услышанным) самому. Войти можно только в открытые двери, а если они закрыты, то их необходимо открыть.
Как показывает практика, существует категория людей, которая неспособна слышать других. Так же существует категория людей, которые не способны выразить себя перед другими. Первые настолько полны собой, той ролью или информацией, которая переполняет их, что неспособны принять ни одной чужой мысли. Как правило, они много или постоянно говорят и не желают (не могут слышать другого. Это своего рода духовная болезнь или одержимость (внутренняя несвобода), зашоренность или зацикленность человека на чем-то своем, так называемой «идее-фикс» или на себе, любимом. И если ваш собеседник не отвечает на ваши вопросы, никак вообще конструктивно не реагируют на ваши слова, - это является признаком того, что вас не слышат или не слушают. О каком диалоге можно вести речь в данном случае?
Вторая категория людей, наоборот, тушуется, зажимается при общении.
Такие люди стесняются самих себя, своих мыслей и чувств, признавая их маловажными или неинтересными для собеседника. Это является комплексом неполноценности. Этот комплекс может проявляться в человеке различным образом: не только так, что человек ведет себя «тише воды и ниже травы», но и вынуждает человека к грубости или даже агрессии. Потому что некоторые закомплексованные люди стараются возвыситься (придать себе дополнительное значение) над собеседником, что происходит, как правило, за счет унижения оппонента. То есть, опять через переход на личности. Вы встречались с такими случаями, когда вы разговариваете с человеком вполне корректно, не переходя на личности, а в ответ наталкиваетесь не просто на грубость, но именно на унижение? Вообще людям, имеющим комплекс неполноценности, очень трудно общаться. Они зациклены на себе, что мешает свободному обсуждению темы, и они либо переходят на личности, либо умаляются настолько, что вообще перестают выполнять функцию оппонента. То есть, выразителя своего мнения.
Также за отсутствием открытости может скрываться недоверие, как к собеседнику, так и тотальное недоверие к миру, разочарование, страх, обиды, цинизм, озлобленность, ожесточенность и прочие внутренние проблемы личности. Вообще, открытость, основанная на равенстве, не всем людям свойственна как данность, ей, как правило, также необходимо учиться и приобретать ее в процессе работы над собой.
ЛЕКЦИЯ 9. ДИАЛОГ, КАК СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ - http://radobshe2-17.ucoz.ru/index/lekcija_9/0-17