У каждого обличения есть своя цена, которую необходимо заплатить как обличаемому, так и обличающему.
Обличение - это тот оселок (показатель), на котором проявляется зрелость и намерения сторон. Зрелость, которую нужно проявить, доказав свою преданность истине. Ваш покорный слуга немало платил за обличения. Платил неприятием, отвержением, изгнанием. Я уже даже не помню, из скольких общин меня изгнали, сколько интернет-форумов закрыли передо мной свои виртуальные двери. Сколько людей на меня точили свой зуб и сколько неприятностей я нажил при этом. Зачем это все нужно?
Дело в том, что каждый человек - и обличаемый и обличающий - оказываются перед выбором - что избрать: истину или комфорт, бескомпромиссность или компромиссы. И лишь избирая истину, доказывая свою верность ей, человек обретает себя, свой образ и подобие Божье, созидает себя, как личность. Нередко это связано с большими нравственными и не только страданиями: ведь человеку приходиться выбирать между истиной и тем, что ему дорого и ценно, например, общением, друзьями, работой, карьерой, жизненным успехом (как его понимает сам человек), а порою и родиной или своей страной или даже самой жизнью.
В сентябре-ноябре 1922 года правительство Советской России выслало из страны большую группу интеллигенции - профессоров, ученых, писателей, политических и религиозных деятелей, таких как Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, И. А. Ильин, С. Е. Трубецкой и других, которые не согласились принять Советскую власть и активно выразивших свое несогласие с ней. Эта событие получила название "Философский пароход". Л. Д. Троцкий так прокомментировал эту акцию: «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно».
Ситуация неприятия обличения - есть ситуация моральной, духовной неправоты обличаемого. Если человек глух к критике, если он категорически не приемлет иной позиции, если он бежит от прозрачности (от того, чтобы стали явны его намерения и действия), он неизбежно избирает путь избавления от обличающих или уничтожения их. И здесь перед нами - классический пример корысти обличаемого. Ну или, иногда крайне невысокого уровня развития человека или его самоуспокоенности, и даже само упоенности, гордыни.
Нередко можно столкнуться с явлением подавления обличения и критики или с такими условиями, при которых она практически невозможна. В стране победившего социализма, при руководящей роли коммунистической партии. была жесточайшая цензура и отсутствие свободы слова. Всякая критика системы была просто исключена, за саму критику подвергались репрессиям.
Нечто подобное я вижу в некоторых религиозных общинах или на некоторых интернет-форумах, администрация которых запрещает критику самое себя и нещадно преследует (карает) критиков. Чем, естественно, весьма осложняет себе жизнь и ставит под угрозу не только общее дело, но и свое собственное существование.
Социалистический строй в бывшем СССР рухнул вовсе не от холодной войны с капиталистическим Западом, а от собственных беззаконий, которые и развалили всю систему. Как мы уже сказали, всякая система или человек нуждается в корректировке, в обличении и очищении, и если этого нет происходит, система начинает давать сбои и в конечном итоге, разваливается под тяжестью своих же нерешенных проблем и противоречий.
Поэтому функция обличения, слова, несущего правду неимоверно важна и необходима для любого общества и человека.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ - http://radobshe2-17.ucoz.ru/index/vmesto_posleslovija/0-49