ЛЕКЦИЯ 13. ОБ ОТНОШЕНИИ К ИНОЙ ТОЧКЕ ЗРЕНИЯ.
Из этого морального императива вытекает и отношение к оппоненту и к его точке
зрения. Вообще, отношение к иной точке зрения - есть тот оселок (показатель),
на котором, собственно, проявляется культурный и духовный уровень человека. Как
вы воспринимаете иное, противоположное мнение? Сумеете ли остаться на высоте
единства и любви, или неизбежные различия между вами приведут к разногласиям и
разделениям?
В принципе, к иной точке зрения естественно относиться следующим образом:
1.Соглашаться с ней. 2. Не соглашаться. 3.Не знать, соглашаться или не оглашаться?
Все эти три модели отношений с позицией и мнением оппонента являются приемлемыми. Вопрос в том, как именно проявляется ваше несогласие или незнание? Тут наблюдается следующая закономерность: чем ограниченнее человек и более невежествен и необразован, чем он менее культурен и воспитан, тем более он проявляет неприятие к иной точке зрения, а следом и к личности, ее выражающей, вплоть до агрессивности. Это связано с тем, что человек в инаковости другого видит угрозу для себя, для своей стабильности, для своего понимания и представлений, для сложившейся у него картины мира. Инаковость, непохожесть вызывает у него агрессию, подобно тому, как дети в школе начинают дразнить, а то и травить любого, кто ведет себя иначе, чем они, либо выделяется из них иной манерой поведения или даже иначе одет. Человек же зрелый, культурный и воспитанный не будет относиться с отчуждением к иной точке зрения, но, наоборот, с интересом рассмотрит ее. Ведь в ином понимании содержится иной ракурс истины, и понимание его приведет человека к обогащению своего представления. Но даже если культурный человек считает, что его оппонент заблуждается и не прав, он не станет неуважительно относиться к нему. И попытается, может быть, переубедить оппонента, но культурными и цивилизованными способами.
Лекция 14. Беседа или спор? - http://radobshe2-17.ucoz.ru/index/lekcija_14/0-21