Вторник, 30.04.2024, 15:15

МИССИЯ СЛОВА ИЛИ РАДОСТЬ ОБЩЕНИЯ

Меню сайта
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 5
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Лекция 35. Искусство вопроса.

ЛЕКЦИЯ 35. ИСКУССТВО ВОПРОСА


                     

 

Вопрос в общении имеет многофункциональное значение. Прямое назначение вопроса - спросить о том, чего ты не знаешь. Но этим вопрос о вопросе не исчерпывается. Вопрос – универсальное средство, которым можно решить множество задач. Например, нередко вопрос используется, чтобы перевести разговор на другую тему и ввести разговор в другое русло.

Вы видите, что ваш оппонент излишне ретив и нападает на вас, вынуждая вас обороняться. Он сосредоточен на вашей личности и одним только вопросом к нему, к примеру, - почему ты столь рьяно нападаешь на меня? Или почему ты  заставляешь меня оправдываться? – вы можете, что называется, «перевести стрелки». Или вообще остановить зарвавшегося оппонента. Правильно поставленный вопрос помогает обнажить суть проблемы и обратить ее острие по назначению. Однажды фарисеи привели к Иисусу  женщину, взятую в прелюбодеянии, и спросили, что с ней делать? Умысел фарисеев был ясен, если Иисус скажет - побейте ее камнями по закону, то можно будет потом дискредитировать Его, как жестокого человека. Если скажет - помиловать женщину, то можно будет обвинить Его в пренебрежении законом, ведь Моисеев закон повелевал побивать прелюбодеев камнями. Иисус спросил фарисеев - кто из вас без греха? Тот пусть первым бросит в нее камень.

И фарисеи ушли, обличаемые своей совестью. Иисус с помощью одного вопроса показал им  истинные мотивы, двигавшие ими. И достойно вышел из провокативной ситуации.

Иногда люди прибегают к каверзным вопросам. Это такой род вопросов, которые поставлены сознательно не корректно, с подвохом. К примеру, в спорах о доказательствах существования Бога, приводится такой вопрос - может ли Всемогущий Бог создать такой камень, который Он не в состоянии поднять?  Это старый казуистический вопрос, который изначально поставлен в такой форме, что любой ответ на него - неправильный. Ведь, если Бог не сможет создать такой камень, Он - не всемогущ. А если создаст и не сможет поднять - опять не Всемогущ. 

Или иногда ваш собеседник может задать вам вопрос, а вы умный или дурак? Это также может быть каверзным вопросом. Ответишь, что умный, скажут, что хвастун, ответишь, что дурак - скажут, что же тогда пытаешься нас учить.

В этом случае, можно спросить оппонента – «а вы?», и тем самым обратить его каверзу против него самого же. Есть ситуации, когда ответ оппоненту вопросом на вопрос – единственное средство выйти из трудного положения и не упустить инициативу в споре или конфликте. Вообще, каверзные вопросы и используют для того, чтобы как раз запутать суть дела, а не прояснить. Самый главный принцип казуистики - победа в споре любой ценой. Казуистика призвана доказывать даже то, что доказать-то невозможно - например, невиновность виновного или виновность невиновного. Иными словами, казуистика ныне - это изворотливость, хитрость, лукавство, коварство, что не имеет отношения к поиску истины, а, наоборот, свидетельствует о попытках этот поиск затруднить или прекратить вообще.

Вопросы используются и для того, чтобы выяснить уровень вашего собеседника и определить, что он знает, и что не знает? Это важно понимать, потому что вопросы задаются не только лишь для того, чтобы получить ответ, который не известен. Вопросы задают и для того, чтобы понять, что неизвестно вашему оппоненту или что, наоборот, ему известно. Поэтому не на всякий вопрос нужно спешить отвечать, а попытаться выяснить, с какой целью он задается.


ЛЕКЦИЯ 37. ИРОНИЯ, КАК МЕТОД http://radobshe2-17.ucoz.ru/index/lekcija_37_ironija_kak_metod/0-47