Вторник, 30.04.2024, 22:34

МИССИЯ СЛОВА ИЛИ РАДОСТЬ ОБЩЕНИЯ

Меню сайта
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 5
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Лекция 21. Понятие о понятии или каверзы мышления


 

Однако, для того, чтобы понять высказывания человека или его позицию, недостаточно порой узнать о нем и его жизни или даже понять его мотивы. Обстоятельства, контекст – это понятие объективное, тогда как восприятие их человеком – вещь субъективная. И сам человек может воспринимать свои обстоятельства совершенно иначе, чем другие люди. Поэтому нужно знать, как именно человек воспринимает явление, то есть, его точку зрения.

И для этого нам не обойтись без понимания того, что такое понятие.

«Какое понятие (понимание) имеешь ты по этой теме?» - нередко задают нам вопрос, подразумевая под этим, что ты думаешь или как ты воспринимаешь (видишь) явление.  Понятие является продуктом мыслительной деятельности, которая производит выделение объекта из сферы чувственно воспринимаемой и переводит ее в сферу умственную или в сферу мышления. И в сфере мышления объект уже  является  не самим собой, а превращается собственно в понятие, то есть, в некое описание объекта, в представление о нем. К примеру, когда человек видит на улице здание, дерево, солнце, других людей и так далее, он видит реальные объекты. Но когда он начинает рассуждать об этих объектах, он переводит их в систему понятий с помощью абстрагирования от этих объектов и описания их с помощью слов. И проблема такого абстрагирования состоит в том, что у каждого человека возникают свои собственные понятия об объекте. В результате, люди могут говорить об одном и том же объекте или явлении, но выражать их различными понятиями и не сходится во мнениях при этом.

Это является частой ошибкой в общении, которую называют подменой понятий.

К примеру, вы рассказываете о некой простыне, и, желая показать ее новизну, говорите, что она, сверкает, как солнце. Почему вы употребили такое сравнение? Потому что представляете солнце белым, идеально белым, блестящим. А я представляю солнце желтым. А желтая простыня – это уже не новая простыня, а видавшая виды.

В результате, мы не сошлись во мнениях по поводу оценки одной и той же простыни, только потому, что предварительно не уточнили наши понятия, то есть, не договорились, что солнце  в данном случае используется, как символ новизны, а не как символ обратного. Иначе говоря, слова, которые мы используем в общении для описания объектов или явлений, не точно отражают сам объект. Еще древние говорили, что слово изреченное – есть ложь, имея в виду это несоответствие объекта - понятию о нем.

Поэтому, всегда следует помнить о том, что понятие – это еще не сам объект и учитывать в общении это неизбежное различие. Впрочем, по моим наблюдениям, это редко кто учитывает, и порой у собеседников настолько сильно отличаются понятия, что они, говоря об одном и том же, вкладывают в свои слова противоположный смысл. Одно понятие подменяют другим.

Вы – социалист? И я – социалист! Но почему тогда, мы высказываем с вами диаметрально противоположные взгляды? Потому что и вы, и я вкладываем различное содержание в понятие «социалист», то есть, по разному понимаем это слово.

Подмена понятий и вызывает ощущение того, что вы со своим собеседником говорите словно бы на разных языках, то есть, налицо полное непонимание. У меня был случай, когда я совершенно выбился из сил, общаясь со своим собеседником. Просто потому, что мы по-разному воспринимали одни и те же понятия. Я объяснял ему свое понимание, прибегая к другим понятиям, а он вновь их понимал неправильно, в результате чего он совершенно неправильно понимал мою мысль. В итоге, я отчаялся ему что-либо объяснить, и мне пришлось извиниться и прекратить с ним общение.

Таким образом, чтобы понять человека, необходимо узнать, какой смысл он вкладывает в понятия, которые употребляет. Что порой является весьма трудоемким занятием.



ЛЕКЦИЯ 22. СИЛА СТЕРЕОТИПА ИЛИ ПРЕДУБЕЖДЕННОСТЬ

http://radobshe2-17.ucoz.ru/index/lekcija_27_stereotipy/0-36