Вторник, 30.04.2024, 17:36

МИССИЯ СЛОВА ИЛИ РАДОСТЬ ОБЩЕНИЯ

Меню сайта
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 5
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Лекция 20. Понятие о контексте



Обстоятельства, при которых было сказано определенное слово, сделан тот или иной поступок, прожита та или иная жизнь, еще называют контекстом. Можно взглянуть на проблему понимания с точки зрения контекста.

Контекст – это все обстоятельства дела, взятые в их взаимосвязи. Это та атмосфера, тот бульон, в который погружено конкретное слово, высказывание, поступок или жизнь человека. Так вот, без понимания контекста практически невозможно верно оценить сказанное слово или аргумент (ну, разве что, вас может посетить внезапное озарение или откровение с небес).

Множество проблем в общении возникает именно от непонимания контекста. К примеру, кто-то врывается в ваш с  собеседником  диалог на середине, и, услышав только ваше последнее высказывание, то есть, совершенно не зная предыдущего хода дискуссии, выносит свои поспешные суды, попадая при этом, как говориться, пальцем в небо. Или, кто-то приходит в новую среду (как это было с вашим покорным слугой) и начинает вести себя так, как он себя вел раньше, совершенно без учета новых обстоятельств. Что из этого получается, я вам уже рассказал выше.

Часто недобросовестные собеседники выхватывают (вырывают) слово из контекста, то есть, из общего смысла и придают ему совершенно противоположный или ложный смысл. К примеру, вы сказали «я никогда не видел северного сияния, и только вчера впервые увидел его». Ваш собеседник то ли потому что недослышал, то ли потому что слукавил, взял только первую половину вашей фразы, привел ее вам, и сделал заключение, что вы понятия не имеете об этом  явлении. Часто люди выхватывают из контекста цитаты из книг, Священных Писаний, чьих-то высказываний, толкую их неправильно, предубежденно или в стремлении подтвердить ими свою теорию. Пренебрежение контекстом приводит к проблемам в понимании и общении, тогда как понимание контекста, наоборот, необходимо для общения.

Понимание контекста, как правило, происходит постепенно. Точно так же, как ребенок познает мир. Сначала он познает свою маму, потом – папу, потом свой уголок, комнату. Потом он выходит в мир и познает улицу, других людей, свой садик, школу, свой город, свою страну. Его представления о мире все расширяются: от современности, он переходит к истории, благодаря чему он становиться способным видеть тенденции развития и прогнозировать будущее.  Он начинает видеть глобальные связи и основополагающие законы бытия.  Чем шире человек смотрит на мир (чем более широкий контекст он охватывает), тем точнее его понимание, тем проще ему разобраться и в конкретной проблеме или вопросе. Это связано с   расширением границ понимания, когда вам открывается все  большее количество связей между явлениями. Благодаря расширению контекста, у человека меняется точка зрения, позиция, мировоззрение. Он становиться иным, более просвещенным, более знающим. Общение, в принципе, и служит тому, чтобы человек расширил свои горизонты, обогатил свое восприятие иными точками зрения и опытом, лучше понял самого себя и окружающий его мир.


ЛЕКЦИЯ 21. ПОНЯТИЕ О ПОНЯТИИ ИЛИ КАВЕРЗЫ МЫШЛЕНИЯ http://radobshe2-17.ucoz.ru/index/lekcija_21_ponjatie_o_kontekste_ili_kaverzy_myshlenija/0-28