Вторник, 30.04.2024, 11:21

МИССИЯ СЛОВА ИЛИ РАДОСТЬ ОБЩЕНИЯ

Меню сайта
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 5
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Лекция 35. Стратегия и тактика общения.

ЛЕКЦИЯ 35. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ОБЩЕНИЯ


Известно, что сражения выигрывают при более совершенной, чем у противника стратегии и тактике. То же самое верно и при общении. И хотя это больше касается запланированного заранее выступления (например, лекции или урока, которые строятся по определенному плану), часто и спонтанно возникшее общение можно выстроить по определенным тактическим и стратегическим схемам. Тем более тогда, когда возникает спор или тем более, конфликт, нужно задуматься о тактических и стратегических приемах общения.
К примеру, стратегически не всегда целесообразно идти, что называется в лоб, в атаку на собеседника. Это воспринимается как давление, и как каждое действие, часто вызывает ответное противодействие. Вместо того, чтобы выслушать вас, собеседник начинает конфликтовать или противостоять вам. Его можно понять: он защищается. С вашим покорным слугой много раз случалось подобное. Придя в незнакомую среду, я сразу начинал общение с выдвижения основных тезисов, с того, что я хотел сказать.И натыкался на яростный отпор старожилов. Мои попытки воспринимались другими, как учительство, а далеко не все любят, чтобы их учили, воспринимая это, как  желание говорящего поставить себя выше и унизить таким образом собеседника. Хотя у меня, что называется и в мыслях не было подобного. Дело в том, что учительство подразумевает ученичество (учитель нуждается в ученике), а ученичество в свою очередь требует от самого ученика определенного качества смиренности, послушания, желания слушать и слышать. Далеко не все люди обладают этими качествами, и вообще не все желают учиться. В общении равных, учительство вообще часто воспринимается как нонсенс. Это обычная ошибка проповедников или учителей - придя к незнакомым людям, начинать их учить. Правильнее в такой ситуации осмотреться, прислушаться к собеседникам, понять, каким способом лучше всего донести им свою мысль. Чаще всего это лучше делать, вступая в живую бесседу, задавая вопросы. 
Хотя, замечу в скобках, по большому счету мы все являемся одновременно и учениками и учителями. У одних мы учимся, других учим. Но люди это понимают, к сожалению, не всегда, как правило, лишь тогда, когда начинают искать истину.
Часто выбор стратегии зависит от того, на каком поле вы "играете" - своем, чужом или нейтральном? 
Если общение происходит на своем "поле", то есть, среди ваших близких, друзей или знакомых, где высок уровень доверия и взаимопонимания и где вас знают и принимают таким, каков вы есть,  там, естественно, вы можете позволить себе почти полную свободу самовыражения. Вы можете атаковать, остро шутить и вообще вести себя на грани фола. Кредит доверия к вам ваших друзей и близких покроет вас.
Нейтральное "поле" или, как его еще называют, свободное информационное пространство, также весьма толерантно относится  практически к любой форме самовыражения. К примеру,  интернет (если рассматривать его во всей  совокупности, а не по отдельным сайтам)  является таким свободным информационным пространством, и там можно найти любую информацию, любую точку зрения. И соответственно высказать любую информацию в любой форме, особо не задумываясь, как на нее отреагируют другие люди. Это возможно за счет того, что во всемирной паутине вообще нет всеобщей цензуры. 
В основном, проблемы с самовыражением возникают на чужом поле. Вот где вам нужно держать ухо востро! Здесь уже  вам понадобится продуманная стратегия и тактика. В чужом монастыре, как известно, имеется и чужой устав, и со своим уставом в него не входят. И для того, чтобы быть успешным на чужом поле, нужно не просто знать и  соблюдать монастырский устав -  правила поведения в этом месте, но и понимать, что помимо писанного устава, там существует еще и устав неписанный.То есть, свои авторитеты, свой микроклимат общения, свои забубоны, своя сложившаяся, как сейчас говорят, тусовка. Почти всегда, играя на чужом поле, вы сталкиваетесь с ситуацией круговой поруки, когда против вас могут пойти только потому, что вы - чужак, какие бы вы правильные вещи вы ни говорили и сколь бы осторожно себя ни вели.  К примеру, на каком-нибудь интернет-форуме, если у вас не сложатся отношения с модератором раздела или каким-нибудь его завсегдатаем, можете не сомневаться, остальные примут не вашу сторону.
Правильная стратегия в этом случае - незаменимое дело. Оригинальную военную стратегию применил великий русский полководец Кутузов, который, как известно, тем победил Наполеона, что уступил ему Москву (сдал часть своих позиций, читай - во многом согласился с оппонентом и отчасти признал его правоту - силу его оружия). Зато потом, когда русская зима весьма охладила пыл французов, а партизанская война в тылу врага обескровила его, когда  был подготовлен фундамент для контрнаступления, были собраны силы и знания о противнике, который к тому же остался на голодном пайке - французы позорно бежали (уступили свои позиции). Так и во время спора можно умело увлечь собеседника на свое поле (на тему, в которой вы хорошо разбираетесь) и разбить его аргументы в пух и прах.
Среди тактических приемов, используемых в общении, весьма распространенным является прием наживки. Забросить аппетитную наживку, то есть, заинтересовать собеседника, пробудить в нем любопытство, разжечь страсть познания: всем этим активно пользуется реклама, стараясь завлечь потенциального покупателя яркой формой описания достоинств товара. Вы также можете заинтересовать своего собеседника каким-нибудь неизвестным фактом или новостью, неожиданной точкой зрения или нетривиальной манерой поведения.
А вообще, грамотное общение напоминает красивые ухаживания кавалера за девушкой, с длительной прелюдией, комплиментами, целой стратегией взятия неприступной крепости.

ЛЕКЦИЯ 36. ИСКУССТВО ВОПРОСА - http://radobshe2-17.ucoz.ru/index/lekcija_35_iskusstvo_voprosa/0-44